Тарифная зона
С 1 сентября 2021 года в транспортной системе Москвы действует единая тарифная зона. В неё входят 8 округов Москвы в пределах МКАД и Новомосковский, Зеленоградский и Троицкий административные округа. В разных видах транспорта тарифной зоны можно ездить по единому билету. В Московской области приняты свои тарифы.
Общественный транспорт Москвы включает автобусы, электробусы, трамваи, метро, монорельс, МЦК, МЦД.
Московское центральное кольцо (МЦК) — это круговой маршрут московского метро, только наземный. По маршруту ходят современные комфортные «Ласточки». В них есть места для провоза велосипедов. При пересадке с подземки на МЦК и наоборот повторная плата не снимается, если совершить пересадку в течение 90 минут.
Московские центральные диаметры (МЦД) объединяют метро и пригородные электрички. На схеме метро диаметры обозначены линиями D1 и D2. У МЦД есть зоны: «Центральная», «Пригород» и «Дальняя». Пересадка с метро на диаметры в пределах центральной и пригородной зоны и наоборот бесплатная. Проезд в центральной зоне МЦД стоит столько же, сколько в метро. В «Пригороде» и «Дальней» действуют тарифы пригородной пассажирской компании. Проездной надо подносить к валидатору и при входе, и при выходе, чтобы списалась плата с учётом тарифной зоны. Про оплату проезда на МЦД у нас есть отдельная статья.
2 января 2022 года проезд в Москве снова подорожал — изменения тарифов отражены в статье.
Карта «Тройка»

С 1 сентября 2021 года в транспортной системе Москвы действует единая тарифная зона. В неё входят 8 округов Москвы в пределах МКАД и Новомосковский, Зеленоградский и Троицкий административные округа. В разных видах транспорта тарифной зоны можно ездить по единому билету. В Московской области приняты свои тарифы.
Общественный транспорт Москвы включает автобусы, электробусы, трамваи, метро, монорельс, МЦК, МЦД.
Московское центральное кольцо (МЦК) — это круговой маршрут московского метро, только наземный. По маршруту ходят современные комфортные «Ласточки». В них есть места для провоза велосипедов. При пересадке с подземки на МЦК и наоборот повторная плата не снимается, если совершить пересадку в течение 90 минут.
Московские центральные диаметры (МЦД) объединяют метро и пригородные электрички. На схеме метро диаметры обозначены линиями D1 и D2. У МЦД есть зоны: «Центральная», «Пригород» и «Дальняя». Пересадка с метро на диаметры в пределах центральной и пригородной зоны и наоборот бесплатная. Проезд в центральной зоне МЦД стоит столько же, сколько в метро. В «Пригороде» и «Дальней» действуют тарифы пригородной пассажирской компании. Проездной надо подносить к валидатору и при входе, и при выходе, чтобы списалась плата с учётом тарифной зоны. Про оплату проезда на МЦД у нас есть отдельная статья.
2 января 2022 года проезд в Москве снова подорожал — изменения тарифов отражены в статье.
Карта «Тройка»
Вид билета | Виды транспорта | Зона «Центральная» | Зона «Пригород» | Зона «Дальняя» |
1 поездка | Метро или автобус или трамвай | 46 ₽ | — | — |
1 поездка | МЦД | 46 ₽ | 56 ₽ | 56 ₽ + 27 ₽ за каждую зону |
90 мин | Метро + МЦД | 46 ₽ | 56 ₽ | 56 ₽ + 27 ₽ за каждую зону |
90 мин | Метро + МЦД + автобус, трамвай | 69 ₽ | — | — |
Тариф «Единый»
Это абонемент, который бывает двух видов:
- на количество поездок,
- на определённый срок.
Проездной можно купить в виде картонной карточки красного цвета (платить отдельно за неё не нужно) или в электронном виде записать на «Тройку».
Бумажный «Единый» продаётся только в метро — в кассах и билетных автоматах. В электронном виде купить абонемент и записать на «Тройку» можно в приложениях «Тройка» и «Мой проездной».
«Единый» на количество поездок
По такому «Единому» можно совершить ограниченное число поездок: 1, 2, 60 или 70.
Вид билета | Виды транспорта | Стоимость |
1 поездка | Метро или автобус или трамвай | 61 ₽ |
2 поездки | Метро или автобус или трамвай | 122 ₽ |
60 поездок | Метро + МЦД в центральной зоне или автобус или трамвай | 2400 ₽ |
70 поездок на метро и безлимит на наземном транспорте | Метро + автобус + трамвай | 3300 ₽ |
Билеты на 1-2 поездки удобны для разовых поездок на общественном транспорте, например, тем, кто проездом в Москве и не хочет покупать «Тройку». Срок действия билетов — 5 дней, включая день приобретения.
Билет на 60 поездок записывают только на «Тройку». Поездки нужно успеть потратить в течение 45 дней, иначе они сгорают.
Ездить по «Единому» на 60 или 70 поездок по МЦД можно только в центральной зоне, в пригородной зоне проехать не получится.
«Единый» на определённый срок (безлимитный)
Такой билет действует в течение конкретного периода, причём ездить за это время можно сколько угодно раз.
Билет «ТАТ» используют только в автобусах и трамваях. Раньше по нему можно было ездить в троллейбусах (отсюда и название ТАТ: троллейбус, автобус, трамвай), но в 2020 году все троллейбусы в Москве отменили.
Билеты на 1 и 3 суток подойдут тем, кто приехал в Москву на короткое время (туристам, командированным) и планирует много ездить в течение дня.
Покупать единый билет на 90 и 365 дней гораздо выгоднее, чем каждый месяц покупать на 30 дней.
У безлимитных билетов есть ограничение — повторный проход возможен через некоторое время:
- по билету на 1-3 суток — через 20 минут;
- по билету на 30, 90 и 365 дней — через 7 минут.
Это сделано для того, чтобы по одному билету не могли пройти двое пассажиров. По правилам метрополитена, у каждого пассажира должен быть свой билет.
Вид билета | Виды транспорта | Зона «Центральная» | Зона «Пригород |
1 сутки | Метро + МЦД и автобус, трамвай | 265 ₽ | — |
3 суток | Метро + МЦД и автобус, трамвай | 500 ₽ | — |
30 дней | Метро + МЦД и автобус, трамвай | 2360 ₽ | 2800 ₽ |
90 дней | Метро + МЦД и автобус, трамвай | 5710 ₽ | 7250 ₽ |
365 дней | Метро + МЦД и автобус, трамвай | 19 500 ₽ | 24 450 ₽ |
30 дней «ТАТ» | Автобус и трамвай | 1400 ₽ | — |
90 дней «ТАТ» | Автобус и трамвай | 3720 ₽ | — |
365 дней «ТАТ» | Автобус и трамвай | 14 000 ₽ | — |
Пересадки в транспорте Москвы
Бесплатные пересадки в наземном транспорте
С 1 сентября 2021 года в автобусах, трамваях и электробусах Москвы можно совершать пересадки бесплатно. Но есть ряд условий:
— Бесплатная пересадка действует только при оплате проезда картой «Тройка» по тарифам «Кошелёк» или «Единый на 60 поездок». При поездке по тарифу «Кошелёк» за первую поездку списывается 46 ₽, за последующие — 0 ₽. При поездке по «Единому» списывается только одна поездка, сколько бы видов транспорта вы ни сменили.
— Пассажир должен совершить пересадки в течение 90 мин и при этом сменить маршрут. Например, сначала он едет на автобусе №40, потом пересаживается на трамвай №67 или электробус №25, а затем на автобус №43. Если в течение этих 90 мин снова сесть на транспорт по тому же маршруту (№40), то повторный проезд будет платным.
— В каждом последующем транспорте «Тройку» нужно приложить к валидатору, иначе проезд будет считаться безбилетным.
— Чтобы подключить бесплатные пересадки, пассажир должен зарегистрировать свою «Тройку» в личном кабинете на сайте или в приложении «Метро Москвы». Пересадки подключатся не сразу, а через 12 часов.
Пересадки между метро, монорельсом, МЦК, МЦД и наземным транспортом
При пересадке с метро, монорельса, МЦК или МЦД на наземный транспорт (автобусы, трамваи, электробусы) на карте «Тройка» действует тариф «90 минут». По этому тарифу стоимость проезда со всеми пересадками в течение 90 мин составляет 69 ₽: 46 ₽ списываются в метро, монорельсе, на МЦК или МЦД, 23 ₽ — при первой поездке в наземном транспорте.
Чтобы тариф действовал, нужно соблюсти следующие условия:
— все поездки и пересадки совершить в течение 90 мин;
— в каждом виде транспорта прикладывать «Тройку» к валидатору или турникету;
— за эти 90 мин допускается только одна поездка на метро, монорельсе, МЦК или МЦД, за вторую поездку плата списывается как обычно.
Бесконтактная оплата
NFC — технология бесконтактной оплаты, которая позволяет списывать деньги со счёта на некотором расстоянии от терминала. Технологией NFC оснащены многие современные смартфоны и банковские карты. Чтобы оплачивать проезд с помощью смартфона, на него надо заранее установить платёжное приложение Apple Pay, МИР Pay, Yandex Pay, Сбер Pay и привязать к нему банковскую карту.
С конца февраля 2022 года выпущенные в России карты систем Visa и Mastercard не поддерживаются в Google Pay, Apple Pay и Samsung Pay. Владельцы карт Visa и Mastercard могут оплатить проезд стандартным способом, приложив к валидатору банковскую карту. Бесконтактная оплата доступна только с помощью платёжных приложений МИР Pay, Yandex Pay, Сбер Pay.

Бесконтактная оплата действует в большинстве видов транспорта Москвы: в метро, автобусах, трамваях, на МЦД. Для оплаты проезда поднесите телефон или банковскую карту к валидатору или турникету и дождитесь подтверждающего сигнала на экране. В метро бесконтактную оплату обычно принимают крайние турникеты, на них есть специальные наклейки.
Бесконтактная оплата на МЦД действует только в зонах «Центральная» и «Пригород».
Стоимость проезда при бесконтактной оплате
Вид билета | Виды транспорта | Зона «Центральная» | Зона «Пригород» |
1 поездка | Метро, автобус, трамвай | 51 ₽ | — |
1 поездка | МЦД | 51 ₽ | 61 ₽ |
90 мин | Метро + МЦД | 51 ₽ | 61 ₽ |
Face Pay
Это ещё один вид бесконтактной оплаты проезда в московском метро. Пассажиру для прохода через турникеты достаточно показать своё лицо. Для использования Face Pay нужно заранее установить на смартфон приложение «Метро Москвы», привязать к нему «Тройку» и банковскую карту и загрузить свою фотографию.
В метро найдите турникет с напольной чёрной наклейкой «Оплата по биометрии», встаньте на неё, снимите маску и посмотрите в камеру. Когда система распознает вас, турникет откроется. Плата за проезд автоматически спишется с привязанной банковской карты.
Стоимость проезда по Face Pay в метро и на МЦД в центральной зоне — 46 ₽, на МЦД в пригородной зоне — 56 ₽. В дальней зоне МЦД этот способ оплаты не работает. Для бесплатной пересадки с метро на МЦК и МЦД нужно приложить к турникету банковскую карту, привязанную к приложению «Метро Москвы». Начинать поездку можно только с метро — при входе на МЦК и МЦД Face Pay пока не работает.
Оплата наличными
В большинстве видом транспорта Москвы наличные больше не принимаются. Более того, водители в принципе больше не продают билеты. Поэтому если заранее не купили билет, оплатите проезд банковской картой или телефоном.
Льготные проездные
Карта учащегося

Школьники, студенты-очники ссузов и вузов, аспиранты, ординаторы, ассистенты-стажёры, которые учатся Москве или зарегистрированы в столице, могут оформить социальную карту и записать на неё проездной со льготными тарифами.
Стоимость проездных для учащихся
Срок действия проездного | Виды транспорта | Цена |
1 календарный месяц | Метро + МЦД в центральной зоне | 435 ₽ |
1 календарный месяц | Автобус, трамвай | 280 ₽ |
3 календарных месяца | Метро + МЦД в центральной зоне | 1245 ₽ |
3 календарных месяца | Автобус, трамвай | 810 ₽ |
На МЦД в пригородной и дальней зоне для учащихся действует скидка 50% от полной стоимости тарифа. Билет со скидкой оформляется в кассе перед поездкой.
Социальная карта москвича и жителя Московской области
Остальные категории льготников, зарегистрированные в Москве, имеют право ездить бесплатно. Кто может получить социальную карту москвича. Льготный проездной оформляется в кассе. Для проезда в пригородной зоне МЦД льготный билет нужно оформлять в кассе перед каждой поездкой, если на соцкарту не подключена опция FastTrack.
Также в Москве могут бесплатно ездить льготники с регистрацией в Подмосковье — по социальной карте жителя Московской области.
Штрафы
Штраф за проезд зайцем в Москве — 1000 ₽, за использование чужой социальной или льготной карты — 2500 ₽.
Владельцы соцкарт и безлимитных проездных должны подносить карту к считывателю при каждой поездке, иначе проезд будет считаться безбилетным. Льготникам при себе нужно иметь удостоверение личности на тот случай, если контролёр захочет убедиться, что карта принадлежит пассажиру.
По правилам Московского транспорта, по безлимитному билету может ехать только один человек. Оплатить им проезд другому человеку нельзя.